учителя

 

Мониторинг

степени удовлетворенности обучающихся и  родителей (законных представителей) качеством образовательных услуг в МКОУ Нововоронежская СОШ №1

 

Для оценки удовлетворенности участников образовательного процесса как критерия эффективности работы школы использовались методики:

 Е.Н. Степанова, профессора, доктора педагогических наук,

А.А. Андреева, доцента, кандидата психологических наук.

Под удовлетворенностью чаще всего понимается эмоционально-оценочное отношение личности и коллектива к выполняемой работе и условиям ее протекания. Для

человека важен, как правило, не только продукт деятельности, но и то, насколько он доволен или недоволен этим продуктом, удовлетворен или неудовлетворен процессом деятельности, отношениями между ее участниками. Не случайно большинство педагогических работников отчетливо осознают, что, вряд ли можно признать школу успешно работающей, если в ней достигаются хорошие показатели обученности и воспитанности школьников, и наряду с этим учащиеся и педагоги находятся в состоянии

дискомфорта, не горят желанием учиться и работать в ней.

Общая выборка исследования в декабре 2016 года составила:

877 обучающихся (82% от общего числа обучающихся – 1068 человек);

877 родителей (82% от общего числа родителей);

72 педагогических работника.   

Обучающимся было предложено ответить на 10 вопросов анкеты (приложение 1). Родителям - на 15 вопросов (приложение 3). Педагоги отвечали на 20 вопросов анкеты (приложение 2).

Количественный анализ данных позволяет сделать вывод о высоком уровне удовлетворённости родителей деятельностью образовательного учреждения. Полученный коэффициент удовлетворенности родителя работой школы (У) равен 3,2. То есть 80% опрошенных родителей довольны деятельностью школы.

Результаты опроса обучающихся показали, что 73% учеников имеют степень удовлетворенности школьной жизнью – выше среднего. Коэффициент удовлетворенности обучающихся – 2,9.

Коэффициент  удовлетворенности педагога жизнедеятельностью в образовательном учреждении (У) – 3,3, что свидетельствует о высокой степени удовлетворенности (83%).

Наряду с выявлением общей удовлетворенности определено, насколько удовлетворены педагоги такими аспектами жизнедеятельности образовательного учреждения, как:

- организация труда – 3,2 (высокая степень удовлетворенности)

- возможность проявления и реализации профессиональных и других личностных качеств педагога – 3,5 (высокая степень удовлетворенности)

- отношения с учителями и администрацией учебного заведения – 3,6(высокая степень удовлетворенности)

- отношения с учащимися и их родителями – 3,4 (высокий уровень удовлетворенности)

- обеспечение деятельности педагога – 3,1(высокая степень удовлетворенности)

Таким образом, 78 % участников образовательного процесса удовлетворены деятельностью школы.

 

Приложение 1

I. Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью

(разработана А.А. Андреевым)

Цель: определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

Процедура проведения. Учащимся предлагается прочитать (прослушать)

утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:

4 - совершенно согласен;

3 - скорее, согласен;

2 - трудно сказать;

1 - скорее, не согласен;

0 - совершенно не согласен.

Утверждения

1. Я иду в школу с радостью.

2. В школе у меня обычно хорошее настроение.

3. В нашем классе хороший классный руководитель.

4. К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной

жизненной ситуации.

5. У меня есть любимый учитель.

6. В классе я могу всегда свободно высказать свое мнение.

7. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей.

8. У меня есть любимые школьные предметы.

9. Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.

10. На летних каникулах я скучаю по школе.

  

 Приложение 2

 

II. Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения (разработана Е.Н. Степановым)

Цель: выявить уровень удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения.

Ход проведения. На родительском собрании родителям предлагается внимательно прочитать перечисленные ниже утверждения и оценить степень согласия с ними. Цифры означают следующие ответы:

4 - совершенно согласен;

3 - скорее, согласен;

2 - трудно сказать;

1 - скорее, не согласен;

0 - совершенно не согласен.

Утверждения

1. Класс, в котором учится мой ребенок, можно назвать дружным.

2. В среде своих одноклассников мой ребенок чувствует себя комфортно.

3. Педагоги проявляют доброжелательное отношение к моему ребенку.

4. Я испытываю чувство взаимопонимания, контактируя с учителями и администрацией школы, в которой учится мой ребенок.

5. В классе, где учится мой ребенок, хороший классный руководитель.

6. Педагоги справедливо оценивают достижения в учебе моего ребенка.

7. Мой ребенок не перегружен учебными занятиями и домашними заданиями.

8. Учителя учитывают индивидуальные особенности моего ребенка.

9. В школе проводятся мероприятия, которые полезны и интересны моему ребенку.

10. В школе работают различные кружки, клубы, секции, где может заниматься мой ребенок.

11. Педагоги дают моему ребенку глубокие и прочные знания.

12. В школе заботятся о физическом развитии и здоровье моего ребенка.

13. Учебное заведение способствует формированию достойного поведения моего ребенка.

14. Администрация и учителя создают условия для проявления и развития способностей моего ребенка.

15. Школа по-настоящему готовит моего ребенка к самостоятельной жизни.

 


 

Мониторинг

степени удовлетворенности обучающихся и  родителей (законных представителей) качеством образовательных услуг в МКОУ Нововоронежская СОШ №1

 

В Концепции общероссийской системы оценки качества образования под качеством образования понимается характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов и условий обеспечения образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям. Одной из ведущих тенденций модернизации в сфере российского образования является усиление внимания к проблеме повышения качества образования. Приоритет качества образования как ядра образовательной политики государства делает остроактуальной проблему поиска эффективных механизмов управления им на всех уровнях образовательной системы. Необходимы новые подходы в управлении образовательным процессом, актуальные методы и средства, способствующие повышению качества образовательного процесса. Поэтому актуальность настоящего исследования связана также с объективной необходимостью в переходе к новой системе оценки качества деятельности образовательных учреждений, ориентированной на стимулирование развития этих учреждений. Удовлетворенность качеством образования является показателем, отражающим представление населения о качестве государственных и муниципальных услуг в сфере образования.

В рамках мониторинга качества образования в МКОУ Нововоронежская СОШ №1 в сентябре 2016 года, проводился социологический опрос обучающихся  и их родителей с целью изучения удовлетворенности качеством образования, информированности о деятельности своего образовательного учреждения. Метод исследования: социологический метод анкетного опроса. Цель исследования – изучение эффективности функционирования образовательного учреждения на основе анализа удовлетворенности обучающихся и их родителей, как участников образовательного процесса, качеством образования. В ходе исследования в качестве показателя, фиксирующего соответствие образования запросам и ожиданиям родителей, использовался целевой показатель «удовлетворенность качеством образовательных услуг».

Общая выборка исследования в сентябре 2016 года составила: 975 обучающихся (88% от общего числа обучающихся – 1100 человек) и 830 родителей (75% от общего числа родителей).

Обучающимся было предложено ответить на 31 вопрос анкеты (см. приложение). Родителям было предложено ответить на 39 вопросов анкеты (см. приложение).

Количественный анализ данных позволяет сделать следующие выводы: высокий уровень удовлетворённости демонстрирует анализ ответов родителей, на вопросы касающиеся содержания обучения и воспитания школьников (79,1 %), управленческой политикой учреждения (78%), организации работы с родителями (86%); условия обучения в школе удовлетворяют в среднем 89% родителей. При этом самую высокую оценку получил такой показатель, как материально-техническая база учреждения; наиболее высокую оценку (более 80% положительных оценок) получили такие показатели качества образовательных услуг, как:

o   результативность применяемых в школе методов обучения и воспитания;

o   объективность оценки труда обучающегося;

o   факторы здоровьесбережения и обеспечения безопасности школьников;

o   между родителями и учителями, учителями и учащимися, отношениями в классном коллективе;

o   качество работы администрации школы.

Наименьший уровень удовлетворённости зафиксирован по следующим показателям:

o   количество и качество школьных мероприятий (56%);

o   организация внеурочной деятельности учащихся (60%).

В среднем 90% родителей, из опрошенных, выразили удовлетворённость организацией обучения в школе и признали, что довольны тем фактом, что их ребёнок обучается в данной школе.

Анализ результатов анкетирования позволяет наметить дальнейшие целевые ориентиры развития школы на ближайшую перспективу.

Результаты опроса обучающихся показали, что все обследованные обучающиеся довольны качеством преподавания, отношением учителей, материальной базой школы; подчеркнули, что в школу идут с удовольствием, чувствуют себя в безопасности, благодарны педагогам и администрации за созданные условия. Большинство учащихся выразили желание посещать школу в свободной форме одежды.

 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Анкета для родителей

Уважаемые родители! Поделитесь, пожалуйста, вашим мнением об образовательном процессе в школе. Прочитайте внимательно каждое утверждение. Если вы с ним согласны, то поставьте рядом с номером вопроса знак «+», если не согласны, то знак «-».

 

Ф.И.О. родителей _____________________________________________________________________________

I

1.     Образовательный процесс в нашей школе ориентирован на развитие личности каждого ребёнка.

2.     Методы обучения и воспитательного воздействия по отношению к моему ребёнку обычно приводят к хорошему результату.

3.     В нашей школе ученики и родители имеют право выбирать содержание образования (элективные курсы, профили и др.).

4.     Педагоги объективно и справедливо оценивают достижения в учёбе моего ребёнка.

5.     Педагоги дают нашему ребёнку глубокие и прочные знания.

6.     Педагоги учитывают индивидуальные особенности моего ребёнка.

7.     Педагоги создают условия для проявления и развития способностей моего ребёнка.

8.     Мой ребёнок редко жалуется на недомогание и плохое самочувствие во время уроков.

9.     Я согласен с содержанием обучения в школе.

II

1.     Считаю, что школа имеет хорошую материально-техническую базу.

2.     В школе уютно, красиво, чисто.

3.     В школе проводится много интересных мероприятий.

4.     У детей есть возможность интересно проводить свободное (внеурочное) время.

5.     Организацию питания считаю удовлетворительной.

6.     Для решения задач обучения и воспитания школа удачно сотрудничает с другими организациями, другими школами, детскими центрами.

7.     В школе удачно осуществляется работа с родителями.

8.     Учебная нагрузка равномерно распределена в течение недели.

9.     Я доволен условиями, в которых осуществляется учебно-воспитательный процесс.

III

1.     Педагоги проявляют доброжелательное отношение к моему ребёнку.

2.      Я испытываю чувство взаимопонимания в контактах с педагогами.

3.     При решении школьных (классных) вопросов есть возможность взаимодействовать с другими родителями.

4.     У моего ребёнка в основном складываются нормальные взаимоотношения с педагогами.

5.     В среде своих одноклассников мой ребёнок чувствует себя комфортно.

6.     Класс, в котором учится мой ребёнок, можно назвать дружным.

7.     У меня и моего ребёнка сложились хорошие взаимоотношения с классным руководителем.

8.     По всем интересующим меня и моего ребёнка вопросам мы можем обратиться к классному руководителю и получить исчерпывающую информацию.

9.     Мне приятно и интересно бывать на родительских собраниях.

10.  В школе доброжелательная психологическая атмосфера.

11.  Я доволен системой воспитательной работы и психологической помощи.

IV

1.     Управление школой, которое осуществляет администрация, способствует улучшению образовательного процесса.

2.     В школе заботятся о здоровье наших детей, о предупреждении перегрузок.

3.     При принятии управленческих решений администрация считается с мнением детей и родителей.

4.     У администрации школы я всегда могу получить ответы на интересующие меня вопросы, касающиеся учёбы, личности моего ребёнка.

5.     Контроль за учебно-воспитательным процессом, осуществляемый администрацией, приносит пользу.

6.     За время обучения моего ребёнка в школе произошли изменения к лучшему.

7.     Нас, родителей, в достаточной степени информируют о деятельности школы, об основных событиях в ней.

8.     Деятельность администрации нашей школы я считаю эффективной.

9.     По всем интересующим меня и моего ребёнка вопросам мы всегда можем обратиться в социально-психологическую службу образовательного учреждения и получить исчерпывающую информацию и помощь.

10.  Я доволен тем, что мой ребёнок обучается в данном образовательном учреждении.

ПОЖЕЛАНИЯ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Анкета для учащихся

Прочитайте внимательно каждое утверждение. Если вы с ним согласны, то поставьте рядом с номером вопроса знак «+», если не согласны, то знак «-».

 

Ф.И.О.  _____________________________________________________________________________

 

I

1.     Тебе нравится школа, в которой ты учишься?

2.     Тебе интересно учиться в школе?

3.     На уроках ты узнаешь много нового и интересного?

4.     У тебя добрые учителя?

5.     Объяснения учителей на уроках тебе понятны?

6.     Много интересного знают твои учителя?

7.     Учитель справедливо оценивает твой труд?

8.     Тебя учат, как себя вести в обществе?

II

1.     Тебе в школе весело?

2.     Бывает так, что тебе нечем в школе заняться?

3.     В школе много интересных дел?

4.     В школе есть возможность отдохнуть?

5.     Ты на уроке устаешь?

6.     Тебе бывает на уроке скучно?

7.     Тебе нравится такое расписание уроков?

8.     Тебе нравится, как проходят перемены?

9.     В школе хорошо кормят?

10.  В школе уютно и красиво?

III

1.     Тебя любят и ценят учителя?

2.     Учитель всегда приходит тебе на помощь?

3.     Ты доверяешь учителям?

4.     У вас дружный класс, где все помогают друг другу?

5.     Ты хорошо себя чувствуешь в классе?

6.     У тебя в школе много друзей?

7.     Ты любишь, когда твои родители приходят в школу?

8.     Ты в школу идешь с удовольствием?

IY

1.     В школе о тебе заботятся?

2.     Ты замечаешь в школе какие-нибудь хорошие изменения?

3.     Если бы у тебя появилась возможность выбирать, ты бы выбрал снова эту школу?

4.     Ты знаешь директора своей школы?

5.     Ваш завуч часто приходит к вам в класс?

 

ПОЖЕЛАНИЯ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________